«Без заторов и ДТП»: введение ИТС в Новосибирской области

Одно из важнейших направлений работы Центра организации дорожного движения Новосибирской области – это внедрение Интеллектуальной транспортной системы, которая позволяет управлять транспортными потоками.

Сегодня мы расскажем подробнее об ИТС и о том, как эта система работает.

Что такое ИТС

ИТС – система, предназначенная для управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или сразу группой транспортных средств. Это некий инструмент, который объединяет в себе множество сложных программ и алгоритмов.

С помощью оборудования ИТС происходит сбор необходимой информации, а она, в свою очередь, позволяет управлять транспортными потоками и прогнозировать складывающуюся дорожную обстановку.

Главной стратегической целью создания ИТС является удовлетворение возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, достижение транспортного баланса между пропускной способностью улично-дорожной сети и её реальной загрузкой, обеспечение безопасности перевозок и дорожного движения в целом, а также снижение объемов выбросов загрязняющих веществ.

Внедрение ИТС осуществляется в соответствии с распоряжением Минтранса России от 21 марта 2022 г. N АК-74-р «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», в Новосибирской Агломерации с 2022 года ведётся работа по ведению интеллектуальной транспортной системы».

Внедрение ИТС направлено на решение следующих задач:

– снижение задержек и увеличение скорости сообщения как общественного, так и личного транспорта, на основе создания системы управления транспортными потоками, действующей в реальном времени;

– сокращение количества и тяжести ДТП, а также сокращение сроков ликвидации их последствий;

– обеспечение оперативного автоматизированного контроля движения транспорта и оперативного управления им;

– развитие систем электронных платежей, в том числе на базе систем позиционирования и навигации (интеграция в систему ИТС платного парковочного пространства, иных платных услуг от дорожной инфраструктуры);

– улучшение информационного обеспечения управления дорожной сети городской агломерации; (получение своевременной информации диспетчерами ИТС о складывающейся дорожной обстановки, ЧП, ДТП, авариях, принятие мер оперативного реагирования, информирование оперативных служб и участников дорожного движения)

– улучшение информационного обеспечения участников движения, связанного с установкой на улично-дорожной сети интерактивных информационных щитов с информацией о местах концентрации ДТП, образовании заторных ситуаций на маршрутах следования и способов объезда заторов, а также информацию метеомониторинга на дорогах города и области;

– повышение оперативности управления общественным автопарком, а также специальных, ремонтных, эксплуатационных и аварийных служб, в том числе с использованием систем позиционирования; 

– снижение негативных последствий сбоев в устойчивом функционировании городской агломерации;

– обеспечение интегрированного подхода к созданию технического, информационного и программного обеспечения развития дорожной сети городской агломерации;

– оперативное предоставление актуальной информации об изменении дорожного движения дорожной сети городской агломерации заинтересованным сторонам.

Подсистемы ИТС

Вся структура ИТС строится из нескольких элементов. Интеграционной платформы, состоящей из центра управления дорожным движением, центра управления мониторингом и управления общественным транспортом, а также подсистемы светофорного управления, подсистемы обеспечения приоритета движения транспортных средств, подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, подсистемы метеомониторинга, подсистемы видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС, подсистемы диспетчеризации управления служб содержания дорог и подсистемы управления парковочным пространством. 

Проделанная работа

В 80-е годы в Новосибирске на некоторых улицах была уже введена система управления, называемая режимом «Зелёной волны». Это управление группой светофорных объектов, расположенных последовательно в одном направлении, позволяющее обеспечить при определённой расчётной скорости движения транспортных средств их безостановочный проезд перекрёстков на зелёный сигнал светофоров.

Однако ему на замену постепенно приходит более продвинутая адаптивная линейка управления работой светофоров, которая позволяет по разработанным сценариям обеспечить движение транспорта без заторов как на отдельно взятой улице, так и на нескольких. При этом такая функция позволяет скоординировать работу светофоров как в зависимости от времени суток, так и в зависимости от загруженности дороги.

Это буквально улучшенная система управления «Зелёная волна», которая может менять режимы работы светофоров в автоматическом режиме в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, в том числе при возникновении нештатных ситуаций на дороге. Также адаптивная линейка обеспечивает пропускную способность не только там, где установлена, но и на примыкающих улицах.

С учётом того, что успешная реализация всей ИТС Новосибирской агломерации в значительной степени зависит от эффективной реализации именно Новосибирского городского сегмента ИТС, в четвёртом квартале 2023 года сотрудники городского Центра организации дорожного движения мэрии Новосибирска проходили обучение принципам управления адаптивной системой управления светофорными объектами.

Также была осуществлена совместная приёмка в эксплуатацию адаптивной системы управления светофорными объектами муниципального сегмента ИТС, проведено два совместных объезда адаптивной линейки управления светофорными объектами по двум направлениям на улицах Новосибирска: ул. Станционной, пр. Димитрова, ул. Нарымской, ул. Плановой, ул. Жуковского.

Всего проверено и включено в адаптивную линейку управления 24 светофора.

В ходе совместных объездов проверили и удалённое управление светофорными объектами, включенными в адаптивную линейку управления. Специалисты посмотрели, как работают следующие режимы:

«Кругом красный» – режим работы светофорного объекта, в котором на всех сигнальных группах светофорного объекта загорается красный сигнал.

«Желтый мигающий» – режим работы светофорного объекта, желтого мигания всех сигнальных групп светофорного объекта.

«Зелёная улица» – режим управления светофорами на одной или нескольких улицах предназначен для обеспечения безостановочного проезда одной специальной транспортной единицы или группы ТС по заданному маршруту.

«Прямое управление движением на перекрестке» – режим позволяющей удалённо управлять работой дорожного контроллера посредством принудительного включения и удержание светофорной фазы.

«Зелёная волна» — это координационное управление группой светофорных объектов, расположенных последовательно в одном направлении, которое позволяет обеспечить при определённой расчетной скорости движения транспортных средств их безостановочный проезд перекрёстков под зеленый сигнал светофоров.

В 2024 году в рамках реализации городского сегмента ИТС планируется выполнение работ по модернизации 79 светофорных объектов, установленных на улично-дорожной сети города Новосибирска с последующей их интеграцией в ИТС.

Этапы внедрения и планы по дальнейшему развитию ИТС

Сейчас реализация ИТС в Новосибирской агломерации осуществляется в несколько этапов.

В ходе выполнения работ по первому этапу произведён монтаж необходимого оборудования в Центральный пункт управления (ЦПУ) ИТС, в том числе «видеостены», представляющей из себя смонтированные 18 мониторов, соединённых в одно видеопространство и обеспечивающие операторам возможность визуального контроля за работой и состоянием светофорных объектов, периферийного оборудования и иных систем ИТС.

На втором этапе идёт монтаж периферийного оборудования системы ИТС на ключевых перекрёстках города, включающего в себя детекторы видеоконтроля, которые в реальном времени показывают операторам ЦПУ дорожную обстановку. Также на данный момент идёт монтаж детекторов транспорта, осуществляющих мониторинг интенсивности движения транспорта. Установка данных детекторов позволит автоматически изменять режимы работы светофоров с целью оперативного вмешательства в складывающеюся дорожную обстановку и предупреждать образование заторов.

В декабре 2023 года межведомственной комиссией, состоящей из представителей Министерства транспорта Новосибирской области, мэрии Новосибирска, а также представителей эксплуатирующих организаций как областного, так и городского сегмента ИТС, приняты работы по первому и второму этапу внедрения ИТС.

Третий, четвёртый и пятый этапы введения ИТС предусматривают монтаж оборудования подсистемы метеомониторинга, подсистемы обеспечения приоритета движения транспортных средств, подсистемы диспетчеризации управления служб содержания дорог, подсистемы управления парковочным пространством, а также их интеграцию в систему ИТС.

Также на третьем, четвёртом и пятом этапах ИТС будут продолжены работы по монтажу детекторов видеоконтроля и детекторов транспорта, модернизация существующих светофорных объектов, чтобы в дальнейшем их также можно было включить в Интеллектуальную транспортную систему.

В 2024 году в рамках развития ИТС Новосибирской агломерации планируется установка 275 детекторов видеоконтроля и детекторов транспорта, настройка программного обеспечения, отладка смонтированного в 2021-2023 годах оборудования, разработка и внедрение сценариев управления транспортными потоками, монтаж и интеграция в систему ИТС оборудования подсистемы метеомониторинга.  

Loading

Читайте также: